Фото пленки Фотоаппараты Словарь



 

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Здесь представлены термены по фотоделу. Все термены взяты из собственных знаний или различных источников информации, если Вам известны термены которых нет в моей базе присылайте по адресу niko1@mail.ru Если при нажатии на какуюто букву ссылка не работает значит терминов на эту букву нет.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

А

АВТОПОРТРЕТ съемка самого себя при помоши фотоаппарата, оснащенного автоспуском. Некоторые фотографы снимают автопортрет при помощи зеркала.
АВТОСПУСК механизм для автоматического срабатывания затвора через некоторое время после его включения. Удобно для съемки самого себя.
АКТИНИЧНЫЙ СВЕТ свет, который способен влиять на светочувствительные материалы. Как правило - это обычный дневной и электрический свет. Фотоматериалы необходимо тщательно оберегать оттакого света.
АПЕРТУРА в простом понимании этого термина речь идет о диафрагме объектива. В некоторых автоматических камерах есть режим "приоритета апертуры". Это значит, что, выставив диафрагму, фотоаппарат самостоятельно установит выдержку.
Вернуться к оглавлению

Б

БАЙОНЕТ способ соединения объектива с фотокамерой. Модификаций байонета большое множество. Сейчас начинают выпускать специальные переходные кольца, которые позволяют использовать объективы одной фирмы с фотоаппаратами другой.
БЛЕНДА приспособление, которое крепится к объективу. Бленда защищает кадровое окно от паразитной засветки. Применение ее крайне важно при съемке природы, когда ненужные блики и лучи незаметны для глаза, но все же проникают в объектив. Отсутствие бленды снижает сочность снимка.
БЛИК яркое световое пятно на темных гладких, глянцевых, полированных поверхностях. На фотографиях - это, как правило, отражения источника света. В разумных пределах блик увеличивает художественное восприятие фотографии.
БРОМПОРТРЕТ черно-белая фотографическая бумага, дающая коричневый оттенок изображению. Изумителъна для художественной фотографии.
ФОТОБУМАГА форматные листы бумаги, на которые нанесен светочувствительный слой. При экспонировании и химической обработке проявляется изображение, которое стойко к естественному свету. Бумага делится по своим свойствам на мягкую, нормальную, контрастную, матовую, глянцевую, тисненую, тонкую, картон, полукартон. Все эти свойства применяются в зависимости от целей фотографии и качества негатива.
Вернуться к оглавлению

В

ВЕДУЩЕЕ ЧИСЛО число, которое характеризует условия экспозиции при съемке с импульсным светом (вспышкой). Каждая вспышка имеет ведущее число, которое указано в инструкции. Как правило, оно определено для пленки в 100 ед. 150. Разделив это число на количество метров от фотокамеры до объекта съемки - мы получим искомую диафрагму. (Ведущее число - 20, расстояние до объекта - 5 метров. Диафрагма должна быть установлена на отметку 4.)
ВАННОЧКИ(кюветы). Плоские под формат фотобумаги посудины для обработки фотографий. Абсолютно необходимая вещь для желающего самостоятельно освоить процесс получения фотографии.
ВАРИООБЪЕКТИВ cистемa, где при изменении фокусного расстояния меняется фокусное расстояние всего объектива. Он же зумобъектив (zoom). Позволяет не носить с собой линейку объективов, а использовать его как (3 в одном). Естественно по легенде о бесплатном сыре у него есть недостатки. Светосильный вариообъектив хотя бы f/2 стоит бе шенные деньги. Средняя светосила вариообъектива f/3.5-4.5.
ВИДОИСКАТЕЛЬ устройство в фотоаппарате, предназначенное для определения границ кадра. Видоискатель в современной аппаратуре бывает прямой и косвенный. Первый точно соответствует кадру на пленке и применен в зеркальных камерах, косвенный видоискатель немного смещает изо- бражение (смотрит рядом), что заметно только при съемке очень близко расположенных объектов. В косвенном видоискателе присутствует явление параллакса (см).
ВИНЬЕТИРОВАНИЕ затемнение углов кадра в силу падения освещен- ности. Таким свойством страдают все простенькие объективы.
ВИРАЖ раствор для обработки фотоматериала. Придает изображению различные оттенки. Например, все старинные фотографии были вирированы.
ВОЗДУШНАЯ ДЫМКА атмосферное явление, проявляющееся в виде равномерного "помутнения" воздуха. На фотографическом процессе отражается полным исчезновением соч- ности снимка или негатива. Фотографы-художники используют воздушную дымку для передачи глубины пространства, камерности, поэтичности природы...
ВУАЛЬ "туманность", покрывающая пленку после проявле- ния. Отвратительное явление... Связано это с просроченной годностью или неправильным проявлением. Пленка наломинает полупрозрачный полиэтилен.
ВСПЫШКА электрический прибор, предназначенный для мощного, но мгновенного освещения объекта съемки, который устанавливается на фотокамере для автономного освещения. Мощный луч по своей цветовой температуре напоминает Солнце. Продолжительность его крайне мала (тысячные доли секунды), но достаточна для освещения объекта. Простые вспышки постоянно излучают свет в одну и ту же мощность. Она определяется ведущим числом. Завод-изготовитель в паспорте указывает его, и это служит отправной точкой для выяснения экспозиции. Сложные вспышки обладают фотоприемником, улавливающим освещение. Фотограф выставляет экспозицию и "говорит" об этом вспышке, которая самостоятельно изменяет силу света в соответствии с реальным освещением. Применяют также одновременно несколько вспышек, которые синхронизированы между собой. В момент срабатывания главной вспышки все остальные своими светоловушками фиксируют свет и включаются.
ВЫДЕРЖКА время, в течение которого затвор остается открытым и пролускает свет на пленку. Величина выдержки зависит от освещенности объекта. Для правильной установки применяют специальные приборы - экспонометры.
ВЬЦВЕТАНИЕ ФОТОГРАФИЙ старение эмульсионного слоя. Правильно обрабо- танная фотография не теряет своих качеств долгие годы. Но от висения на солнечной стороне стены и она, в конце концов, потеряет свои качества. Незавидным примером выцветания служат карточки, созданные Полароидом.
Вернуться к оглавлению

Г

ГИПЕРФОКАЛЬНОЕ расстоянне, или НАЧАЛО БЕСКОНЕЧНОСТИ минимальное расстояние от фотоаппарата до плос- кости в пространстве, от которой далее до бесконечнос- ти все предметы передаются резко. Такое свойство объектива зависит от его диафрагмированности и расстояния до этой плоскости. В простых фотоаппаратах, где объек- тив встроен и диафрагма его неизменна, гиперфокальное расстояние постоянно. Поэтому объект съемки должен находиться всегда в зоне резкости - гиперфокального расстояния. Простейшие фотоаппараты начинают "ви- деть резко" приблизительно с двух метров.
ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ возможность фотообъектива изображать резкими объекты, расположенные ближе и дальше точки установки на резкость. Глубина резкости является условной единицей измерения, которая возрастает с диафрагмированием объектива. Дальняя часть от точки наводки всегда больше, чем передняя.
ГЛЯНЦЕВАНИЕ обработка фотобумаги для придания "зеркальной" поверхности фотографии. Для домашних условий сущест- вуют небольшие глянцеватели. Кодак-лаборатории применяют специальную бумагу без дополнительного глян- цевания. Глянцевые отпечатки смотрятся хуже матовых, если на них изображено что-нибудь художественное. Глянец больше подходит к репортажной и документальной фотографии. Издательства принимают только глянец.
Вернуться к оглавлению

Д

ДАГЕР Жак Дагер - один из отцов фотографического ре- месла. В 1839 году физик Араго прочитал доклад в Па- рижской академии наук о разработках Дагера и Ньепса. Этот год теперь считается годом рождения фотографиче- ского искусства. ДАЛЬНОМЕР устройство для определения расстояния от объекти- ва до снимаемого объекта. Общая схема напоминает уст- ройство, по которому в начальных классах нас учили оп- ределять расстояние до дерева на другой стороне реки. Принцип дальномера основан на законах тригонометри- ческих функций. Некоторые дальномеры гораздо быстрее и точнее наводят на резкость, чем зеркальные аппараты. Такие мошные устройства применены в фотоаппаратах "Contax" и "Киев". ДЕФОРМАЦИЯ изменение физических и химических свойств фото- материалов. Деформация связан прежде всего с непра- вильным хранением и эксплуатацией. Хорошая отснятая пленка также теряет свои свойства при долгом ее непро- явлении. ДИАПОЗИТИВЫ то, что мы все называем слайдами. Слайдовая пленка еще называется обратимой. ДИАФРАГМА светонепроницаемая перегородка с отверстием в центре. Это отверстие меняет свой диаметр, увеличивая или уменьшая количество света, проходящее сквозь объ- ектив и диафрагму на пленку. При диафрагмировании меняется глубина резкости. ДИСТОРСИЯ искажение изображения на пленке, полученное при применении лростейших объективов. Ее легко можно за- метить при наличии в кадре прямых линий, которые в данном случае выглядят выпуклыми или вогнутыми кри- выми. Так же происходит с параллельностью. Диафраг- мирование не уменьшает дисторсию. ДИФФУЗИОННЫЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС процесс быстрого получения позитивного фотомате- риала - фотографии. Такой процесс проходит прямо в самом фотоаппарате. На основе этого явления выпуска- ется фотоаппарат "Polaroid". ДИФФУЗИЯ СВЕТА не направленное хаотичное распространение света. Рождается при помощи рассеивателей и отражателей. Та- кой свет наиболее правильно передает объемы. Применя- ется в художественной фотографии так же часто, как и фотоалпарат. ДЛИННОФОКУСНЫЙ ОБЪЕКТИВ объектив, фокусное расстояние которого больше диагонали кадрового окна в несколько раз. Величина фо- куса достаточно условна, и скорее всего надо говорить об угле зрения. Чем он меньше, тем больше объектив стано- вится длиннофокусным. Простой принцип его напомина- ет действие бинокля, когда за километр видно как на ла- дони. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА цвета, которые, смешиваясь, дают белый цвет. Голу- бой (сине-зеленый) является дополнительным красному. Желтый (зелено-красный) - синему. Пурпурный (сине-красный) - зеленому. Вернуться к оглавлению

З

ЗАСВЕТКА нежелательное освещение фотоматериала акти- ничным светом. Засветка при проявлении "зачерняет" изображение на пленке, и теперь напечатать ка- чественную фотографию уже нельзя. Засветка может про- изойти от неправильного хранения фотоматериалов и не- поладок в фотокамере (плохо закрывающаяся крышка фотоаппарата). ЗАТВОР встроенный в аппарат механизм, при помощи кото- рого осуществляется заданное время открытия кадра. В современных камерах применяется шторный затвор, ко- торый на больших выдержках открывает шторку, и через положенное время к ней вдогонку бежит слелующая шторка. При быстрых выдержках первая шторка не успе- вает дойти до конца кадра - вторая устремляется за ней. Таким образом, свет на пленку попадает через щель, ко- торая движется вдоль кадра. Чем и достигается очень ма- ленькое время для засветки пленки. Чем уже шель, тем "быстрее" становится выдержка. Сушествует и централь- ный затвор, который действует по принципу диафрагмы. Несколько лепестков раскрываются от центра, и, чем меньше их раскрытие, тем быстрее окажется выдержка. ЗЕРНИСТОСТЬ структура эмульсионного слоя фотопленки. Равно- мерное покрытие дает мелкое зерно, неравномерное наоборот. Практически зерно на пленке зависит от ее чувствительности. Чем она выше, тем выше зернистость, которая чаще всего негативно сказывается на резкости и пластике изображения. ЗЕРКАЛЬНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ наиболее совершенные конструкции фотографиче- ской техники в наше время. Между объективом и плен- кой находится зеркало, которое отбрасывает отражение на призму видоискателя. Через несколько преломлений мы видим то, что и объектив. В момент съемки зеркало поднимается, мы ничего не видим, фотоаппарат снимает, зеркало опускается, и опять видим то, что сняли. ЗУМ-ОБЪЕКТИВ (Zoom) См. ВАРИООБЪЕКТИВ. Вернуться к оглавлению

И

ИНТЕРВАЛ ЯРКОСТИ ОБЪЕКТА СЪЕМКИ контраст. Величина, определяемая отношением наи- большей и наименьшей яркостей объекта съемки. ИСТОЧНИКИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ в фотографии применяют следующие источники ис- кусственного освещения: лампы накаливания общего на- значения, зеркальные лампы, галогенные, импульсные источники (вспышки). ИСТОЩЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ РАСТВОРОВ частичное прекращение действия химических реак- тивов и накопление осадков от проявления предыдуших материалов. Чрезмерное использование проявителей и закрепителя в фотографическом лроцессе недопустимо, так как это приводит к образованию вуали на пленке и неправильной передаче цветов на фотографии. Обрабо- танные таким образом материалы исправить не удается, и, чтобы избежать плохих результатов, Вам предваритель- но необходимо удостовериться в годности применяемых реактивов. Вернуться к оглавлению

К

КАДР понятие, означающее в фотографии отдельный снимок, часть пленки, изображение в видоискателе. КАДРИРОВАНИЕ изменение границ кадра в меньшую сторону при пе- чати. И - в любую при съемке. Этот процесс необходим для проработки выразительности снимка. Кадрировку иногда проводят при помощи ножниц, обрезая все лиш- нее на готовой фотографии. КАДРИРУЮЩАЯ РАМКА приспособление для крепления фотобумаги на столе фотоувеличителя во время печати фотографий. Подвиж- ные линейки такой рамки ограничивают формат бумаги, чем достигается кадрирование. КАДРОВОЕ ОКНО прямоугольное отверстие в фотоаппарате, определя- ющее размер кадра. Малоформатная фотография имеет кадровое окно размером 24 х 36 мм. КАМЕРА ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ аппарат, в который помещена пленка. К такому ме- ханизму прикрепляется объектив, и камера превращается в фотоаппарат. КАРАНДАШ ДЛЯ РЕТУШИ в данном случае имеется в виду карандаш, который исправляет эффект "красноглазия" на фотографиях. КАССЕТА светонепроницаемый баллон, в который вложена фотопленка. Кассета с пленкой вставляется в фотоаппа- рат и экспонируется по одному кадру до конца. После этого пленка сворачивается в кассету и вынимается из камеры. Кассеты нельзя хранить без контейнера, который защищает ее от пыли и очень яркого освещения. КОДАК-ЛАБОРАТОРИИ известные всему миру магические машины, напо- минающие гибрид холодильника и компьютера. Полный автоматизм обработки пленки и бумаги, высокое качест- во (по паспорту) лривело к тому, что тысячи фотографов наконец-то перестали заниматься цветной фотографией в домашних условиях, что хорошо. КОМПОЗИЦИЯ гармоничное сочетание всех элементов снимка от линий до освещения. Процесс создания композиции - индивилуальное творчество фотографа, стремяшегося во- плотить свой замысел. КОНДЕНСОР оптическая система линз, обеспечивающая равно- мерное распределения света, проходящего через такой прибор. Конденсоры применяют в фотоувеличителях и дорогих осветителях. КОНТРАСТ чисто визуальное восприятие разницы самого осве- щенного и темного участка кадра. Чем больше контраст освещения, тем меньшее количество проработанных дета- лей окажется на фотографии. Зимние пейзажи досгигают контрастного соотношения 1:100000. Контраст в интерье- ре изменяют при помощи дополнительного освешения и всевозможных подсветок. Идеальным для съемки являет- ся контраст, когда разница светлого и темного составля- ет 2 - 3 деления шкалы диафрагмы. Современные пленки располагают достаточной фотографической широтой вос- приятия, чтобы передать такой сюжет проработанным и без искажений. КРАТНОСТЬ СВЕТОФИЛЬТРА условное число, определяющее изменение экслози- ции при применении такого-то светофильтра. Кратность указана на ободе, держащем стекло. (х2, х1,4...) Вернуться к оглавлению

Л

ЛАБОРАТОРИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ светонепроницаемое помещение, где проводят от- пуска фотографы, проявляя и печатая то, что сняли до и после работы. Вернуться к оглавлению

М

МАКРОСЪЕМКА съемка очень мелких предметов, практически отра- женных на пленке в натуральную величину. Такой вид съемки применяют для фотографирования мелких насе- комых, марок, монет, ювелирных украшений... Достига- ется такой масштаб при помощи удлинительных колец, которые вставляются между объективом и камерой. Вы- держка при такой съемке увеличивается в два-три раза по отношению к расчетной. МАСКИРОВАНИЕ специальные приемы для получения задуманных ре- зультатов при печати фотографий. В момент экспониро- вания бумаги отдельные ее части прикрывают ладонью, кусочком черной бумаги. Зашишенные от света части изображения не проявляются, и фотография портрета мо- жет оказаться новсе без реального фона. Таким образом впечатывают облака, снятые отдельно. Умелое маскиро- вание повышает художественное качество фотографии. МАТОВОЕ СТЕКЛО стекло, обработанное с одной стороны специальным раствором, служит для рассеивания света в фотоувеличи- телях или прожекторах. Матовое стекло употребляется в зеркальных фотоаппаратах - по нему наводят на рез- кость. МЯГКОРИСУЮЩИЕ ОБЪЕКТИВЫ объективы с подобной оптикой применяют лри съемке портрета, пейзажа. Дает мягкие переходы линий при абсолютной резкости. Благодаря мягкому рисунку фотография обладает большей воздушностью. Достаточно дорогое удовольствие в практике фотолюбителя, так как изготовить мягкий объектив без искажений передачи плоскостей крайне трудно. Отечественная промышлен- ность выпускает хороший объектив "Юпитер-9". Вернуться к оглавлению

Н

НАПРАВЛЕННЫЙ СВЕТ свет, который попадает на объект съемки прямо от его источника. (В отличие от отраженного.) Применяется как дополнительная подсветка при съемке портрета. Иногда, в силу художественной выразительности, ис- пользуется как самостоятельный. Направленный свет да- ет обычная лампа с направленным отражателем. Некото- рые фотографы в домашних условиях накрывают лампу картонной трубой, после чего свет напоминает прожек- торный. НЕАКТИНИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ свет в лаборатории фотографа. При таком свете дос- таточно неплохо видно, но фотографический материал не реагирует на него. Как правило, такой свет бывает крас- ным, темно-оранжевым и темно-зеленым. НЕГАТИВ фотографическое изображение, в котором все света и цвета показаны наоборот. В таком виде мы получаем пленку из проявки. При печати процесс повторится, и Фотография окажется нормальной. Вернуться к оглавлению

О

ОБРАЩАЕМЫЕ ПЛЕНКИ пленки, дающие при обработке сразу позитивное изобра- жение. Такие пленки еще называют слайдовыми. ОБЪЕКТИВ оптический прибор от простой до сверхсложной констру- кции, предназначенный для передачи реального изобра- жения на пленку. Конструкции объективов принципиально не отличаются - пластиковая или металлическая оправа, в которую вставлены линзы и лепестки диафрагмы. Перемещая отдельные узлы оправы, мы можем изменять расстояние между линзами. Таким образом устанавливается наводка на резкость. Основные качественные характеристики объекти- вов определяются правильной передачей перспективы, отсутствием искажения точки (она не должна напоминать запятую). Технические характеристики определяются двумя параметрами - относительным отверстием (наименьшей диаф рагмой) и главным фокусным расстоянием. Эти характерис- тики написаны на самом объективе. Все дополнительные сведения зафиксированы в паспорте. Иногда после назва- ния объектива стоят несколько букв или цифр. Они озна- чают качество оптического стекла и способ присоединения к камере. Например, "М" - резьбовое соединение, "Н" байонет типа "Никон", "K" байонет типа "Пентакс" Каждый объектив имеет самостоятельный рабочий отрезок - рассто яние от опорной плоскости оправы до кадрового окна. Поэтому не каждый объектив подходит к любой фотокамере, поскольку настроены на определенный рабочий отрезок. По параметрам фокусного расстояния объективы делятся на нормальные (штатные), широкоугольные и длиннофокусные. ОПТИКА обобщающее название объективов. ОПТИЧЕСКИЙ КЛИН плавное нарастание почернения материала от абсо- лютного белого цвета к абсолютно черному. Профессио- нальные фотографы и лаборанты применяют такой клин для измерения экспозиции. Если суммировать все ячейки почернения и найти средний цвет, получится серый. К такому цвету настроеьы экспонометры. ОРЕОЛЫ И ОТРАЖЕНИЯ дефекты и искажения на фотоматериалах, которые вызваны паразитным светом, попадающим на фотомате- риал в момент его экслонирования. Применение бленды позволяет избежать подобной засветки. Также образова- ние ореолов может быть связано с некачественностью оп- тического стекла объектива. ОСВЕЩЕНИЕ освещение есть необходимое условие для фотогра- фии. Источники света бывают направленные, рассеян- ные, отраженные. Их комбинации используют фотографы для прилания снимку художественной выразительности. В зависимости от направления источники света делятся на передний, боковой, верхний, нижний и контровой. В художественной фотографии используются комбиниро- ванные и лромежуточные варианты. Основной - рисую- щий; моделирующий - подсветка; заполняющий, фоно- вый, контурный - (его еше называют "контражур"). ОСВЕЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВО непременное условие, при котором становится из- вестна экспозиция. Количество освещения замеряется экспонометром. ОТРАЖАТЕЛЬ светлая, матовая или блестящая поверхность, кото- рую используют при съемке. Свет падает не на объект, а на отражатель, чем достигается мягкость рисунка. Отра- жатели могут быть стационарные и переносные - скла- дывающиеся. ОТТЕНЕНИЕ частичное прикрывание света для его уменьшения на объекте. Применяется для выравниваюшего эффекта освешения и для специальных художественных целей. ОТТЕНЕННЫЙ СВЕТОФИЛЬТР фильтр, который применяют во время пейзажной съемки для выравнивания экспозиции неба. Вернуться к оглавлению

П

ПАНОРАМНАЯ СЪЕМКА съемка больших горизонтальных участков, невоз- можная для обычного фотоаппарата. Однако при точном штативе можно за несколько раз снять панорамный сю- жет, изменяя после каждого кадра положение фотокаме- ры по оси вращения. При печати несколько кадров "спе- чатываются" в один панорамный снимок. ПАРАЛЛАКС несовпадение кадра в видоискателе и объективе у незеркальных фотоаппаратов. Связано это с разными точками наблюдения одного и того же объекта. Парал- лакс никогда не исчезает, но на средних и больших рас- стояниях от фотографа до сюжета он не заметен. При близких расстояниях может оказаться так: при нормаль- ном кадрировании через видоискатель на пленке окажет- ся "отрезана" голова. В таких случаях фотограф прини- мает поправку на параллакс и смешает кадр в видоиска- теле в необходимую для коррекции сторону. ПЕНТАПРИЗМА видоискатель зеркальных камер, состоящий из взаи- морасположенных зеркал для передачи изображения кад- ра на окуляр. Некоторые фотокамеры оснашены съемной пентапризмой. Сняв ее, фотограф наблюдает изображе- ние в перевернутом виде. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ изменения в перспективном восприятии предмета съемки. Искажения возникают в тех случаях, когда объектив фотоаппарата направлен на объект съемки с точки, отличной от "нормального" ракурса. Так же при съемке с близкого расстояния. Перспективные иска- жения могут с успехом применяться для придания фо- тографии художественности. ПЕРФОРАЦИЯ отверстия, расположенные вдоль ленты пленки с обеих сторон. Перфорация служит для равномерного пе- ремещения от кадра к кадру в камере фотоаппарата. ПЛЕНКА ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ светочувствительный материал, служаший оригина- лом для всей последуюшей печати фотографий. Пленка состоит из прозрачной ленты целлюлозы, на которую на- несены эмульсионные светочувствительные слои. В про- дажу пленка поступает упакованной в кассеты по 1,65 метра либо по 35 или по 60 метров - намотанная на бобины. В этом случае фотографы самостоятельно пере- матывают пленку на кассеты. ПЛОТНОСТЬ НЕГАТИВА визуальное понятие в практической фотографии. Плотность негатива влияет на качество последующей пе- чати фотографии. Малая плотность приводит к серым и темным отпечаткам без колорита; большая плотность разбеливает все цвета и требует большой засветки при печати, что сказывается на исчезновении деталей в тенях. ПОЗИТИВ фотографическое изображение, в котором передано такое же соотношение яркости и цвета, как и на ориги- нале. К позитивным изображениям относятся фотогра- фии и обратимые слайдовые пленки. ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВА кадрированная часть пространства, способная пе- редаться через объектив. Увеличение (уменьшение) поля зрения зависит от угла зрения, которое находится в зави- симости от фокусного расстояния. Чем меньше фокус объектива, тем больше поле зрения. ПОЛУТОНА участки негатива, которые своим почернением лежат меж- ду самым светлым и темным участком. ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ ФИЛЬТР светофильтр, способный преобразовать хаотичное направление света в один направленный пучок лучей. Предназначен, главным образом, для устранения мешаю- щих бликов, а также устранения атмосферной дымки. ПОЛЯРИЗАЦИЯ физическое явление частичного отражения света различными плоскостями. Также - хаотическое направ- ление световых лучей, проходящих сквозь прозрачные среды. Таким свойством обладают воздух, вода, стекло... При применении полярйзационного фильтра такое явле- ние практически исчезает. ПРОЕКЦИОННАЯ ПЕЧАТЬ способ печати при помощи световой проекции нега- тива на фотобумагу. В отличие от контактной, когда не- гатив плотно прижат к фотобумаге, проекционная печать обладает неоспоримым преимуществом - свободное уве- личение размера изображения. Такую печать осуществля- ют при помоши фотоувеличителей. ПРОМЫВКА ФОТОМАТЕРИАЛОВ необходима для вымывания всех химических эле- ментов, так как в противном случае они окисляются и портят фотографический материал. ПРОСВЕТЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВОВ специальное покрытие поверхностей линз для уменьшения потерь, связанных с отражением света. Све- товые потери и отражения неминуемы в сложных оптиче- ских системах и достигают 60% от общего света, падаю- щего на объектив. Такие потери, естественно, не участву- ют в зкспозиции пленки, но остаются в объективе, что еще снижает качество света и изображения. Покрытие линз исправляет преломление лучей. Просветленные объективы маркируются литерами "МС", выгравирован- ными на оправе. ПРОТИВООРЕОЛЬНЫЕ СЛОИ слои эмульсии на негативном материале, которые действуют подобно поляризационному фильтру. При об- работке полностью растворяются и не оставляют следов на пленке. ПРОЯВИТЕЛИ химические фотографические растворы, в которых экспонированные материалы "очерняют" свои засвечен- ные места. После чего материал промывают и обрабаты- вают в закрепителе (фиксаже), где эти почернения укре- пляются на долгие годы. В то же время не засвеченная эмульсия вымывается с раствором и пленка в таких мес- тах становится прозрачной. Таким образом получается изображение. Негативное или позитивное в зависимости от стадии процесса обработки. ПЯТНА НА НЕГАТИВАХ грязь физическая и химическая, связанная с неак- куратным предварительным обрашением с пленкой и нека- чественным раствором для проявления и фиксирова- ния. Такие недостатки не исправляются в большинст- ве случаев, и надо быть осторожным, предусмотри- тельным, так как все изъяны позже проявляются на фото- графиях. Хотя если вы запальцевали пленку проявленную по процессу C-41 вы можете отдать ее на повторную проя- вку. Это не испортит пленку, но выйдет она очень чисте- нькая. Вернуться к оглавлению

Р

РАЗРЕШАЮЩАЯ СИЛА ОБЪЕКТИВА способность оптики передать отдельно видимые микроштрихи или точки. Эта способность выражается в "умении объектива увидеть" определенное количество точек на один миллиметр. Согласно такому параметру объективы отличаются своим качеством. Совокупность параметров разрешаюшей способности объектива, пленки и бумаги приводит к качественному в техническом отно- шении снимку. Или - не приводит. РАКУРС положение фотоаппарата по отношению к объекту съемки. Ракурс изменяет пропорции объекта по отноше- нию к норме. РАСТР светопроницаемые пластины с нанесенным узором. Применяются в фотографии для изменения качества све- та, при печати - для придания фотографии определен- ной выразительности. РЕЗКОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ качество отчетливо видимых границ, разделяющих предметы и плоскости. Резкость изображения зависит от способностей объективов, величины выдержки и зерни- стости негативного материала. При одних и тех же пара- метрах резкость выше при применении мелкозернистой пленки. РЕПРОДУКЦИЯ в фотографическом искусстве - съемка художест- венных произведений, документов, чертежей... В зависи- мости от величины объекта масштаб изображения может достигать 1:1. Малые предметы снимаются при помоши промежуточных (удлинительных) колец или насадочных линз. В таких случаях глубина резкости практически рав- на нулю, что требует тщательной наводки на резкость и сильного диафрагмирования. РЕТИКУЛЯЦИЯ разрушение фотографического слоя, связанное с на- рушением хранения или неправильной обработкой. Вы- ражена растрескиванием эмульсионного слоя. РЕТУШЬ механическое устранение недостатков на негатив- ном или позитивном материале. Инструментами для ре- туши служат карандаши, скребки, кисти. Кропотливая ра- бота; в малоформатной фотографии почти не приме- няется. Любительская и профессиональная ретушь се- годня используется в основном для исправления фотогра- фий. РЕФЛЕКС светлые пятна на негативе, появившиеся в силу за- светки от отраженных плоскостей. Возникают особен- но в тех случаях, когда в кадре присутствует сильный контрастный сюжет с элементами источников света. Применение бленды уменьшает вероятность появления рефлекса. Вернуться к оглавлению

С

СВЕТА НЕГАТИВА темные места, которые соответствуют светлым на пози- тиве. СВЕТОСИЛА ОБЪЕКТИВА соотношение реального света со светом, попа- дающим на пленку. Светосила - важнейшая характе- ристика оптики, так как ее параметры влияют на скорость выдержки. При всех прочих равных условиях свето- сильным объективом можно снимать с рук при малом количестве освещения. Светосильными считаются объекти- вы, имеющие первое значение диафрагмы от 1 до 2,8 - 3,5. СВЕТОФИЛЬТР прозрачный материал, имеющий специфические особенности пропускания того или иного светового спек- тра. Применяется в фотографии для устранения дефектов сюжета и выравнивания цветопередачи. Также применя- ется для художественных эффектов. СВЕТОФИЛЬТРЫ КОМПЕНСАЦИОННЫЕ фильтры, изменяющие цветовую температуру реаль- ного освешения. Применяются в цветной фотографии для устранения разницы цветового баланса между пленкой и освещением. СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ способность фотоматериала реагировать на действие света в определенное количество времени. Существуют стандарты, по которым проверяется и объявляется чувст- вительность того или иного материала. В фотографии ис- пользуется несколько стандартов. DIN - немецкий стан- дарт определения реакции фотоматериала на воздействие света; 150 - американский стандарт и ГОСТ - отечест- венный. ГОСТ и ISO практически идентичны и для прак- тики считаются одинаковыми. Немецкий стандарт отли- чается, но в нашей стране он довольно редко встречается на упаковках пленок, как единственный. Как правило, на таких упаковках записывается несколько стандартов. В нашей стране выработалась привычка определять чувст- вительность по американскому стандарту. СВИЛИ дефекты в изготовлении оптического стекла. Иска- жают изображение тем, что оставляют на нем бледные полосы. Особенно сильно проявление свилей сказывает- ся при печати фотографий при помоши дешевых увели- чителей с простеньким оптическим узлом. СЕРАЯ ШКАЛА шкала равномерного изменения почернения от белого к черному. Такую шкалу иногда впечатывают в кадр с целью корректировки изображения. Печатник ориентируется на серую шкалу, которую фотограф снял одновременно с пре дметом или объектом. Это необходимо для правильной передачи светового и цветового баланса. СИНХРОКОНТАКТ клемма для подключения к фотоаппарату выносной вспышки. Регулирует момент открытия затвора и сраба- тывания импульсного света. Это дает возможность отно- сить вспышку на любое расстояние от фотоаппарата, что резко увеличивает возможности фотографа в решении ос- вещения. СКРЫТОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ изображение на экспонированных фотоматериалах, но еще не проявленное в фотографических растворах. Изображение есть - но увидеть его невозможно без спе- циальной обработки. В процессе обработки светочувстви- телъные элементы входят в реакцию с проявляющими ве- шествами и начинают изменяться в цвете. Изображение постепенно становится видимым. СМЕННЫЕ ОБЪЕКТИВЫ набор объективов для одного фотоаппарата. Смен- ные объективы обладают разным фокусным расстоянием и другими особенностями, расширяюшими возможности фотографа. Солидные фирмы выпускают для своих фото- камер до пятидесяти различных обьективов. Набор из широкоугольного, нормального и длиннофокусного объ- ективов называется линейкой. Для обычной практики фотолюбителю достаточно иметь широкоугольник с фо- кусом в 28 - 35 мм, штатный объектив и телевик с фокус- ным расстоянием в 100 - 135 мм. СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ образование всех цветов, сушествующих в природе для нашего зрения при помоши трех основных цветов - крас- ного, синего и зеленого. Пропорциональным сложением того или иного цвета с другим получают любой оттенок. СОХРАНЯЕМОСТЬ ФОТОМАТЕРИАЛОВ способность фотоматериалов удерживать без измене- ния характеристики чувствительности и цветопередачи. Повысить сохраняемость можно хранением материалов в холодильнике, предварительно упаковав коробки с пленкой в два полиэтиленовых пакета. Такие меры пре- досторожности применяют к большому количеству фо- томатериала. Пленки, которые расходуются в течение одного-двух месяцев, могут храниться в обычном мес- те, но не при ярком освешении. СЪЕМКА этап фотографического процесса, в результате кото- рого на фотопленке образуется скрытое изображение. Съемка является основным техническим и творчес- ким процессом, определяющим в значительной мере конечный результат. Как правило, съемку предваряет подготовка, связанная с творческим решением выбора материала, объектива, общего решения кадра. Вернуться к оглавлению

Т

ТЕЛЕОБЪЕКТИВ сменный объектив с фокусным расстоянием больше нормального в несколько раз. Такие объективы применя- ются при съемке портретов и сильно отдаленных предме- тов. В творческой фотографии применяется для измене- ния границ кадра без перемещения фотографа и фотоап- парата. ТЕНИ НЕГАТИВА самые светлые участки негатива, которые при печа- ти передаются темными и соответствуют теневым местам реального изображения. ТОНИРОВАНИЕ изменение общего цветового тона фотографии. То же, что и вираж, вирирование. Чаще всего тонирование применяют в черно-белой фотографии. ТОЧКА СЪЕМКИ место расположения объектива по отношеню к объекту сьемки. Точка съемки влияет на, практически, весь творческий процесс фотографирования. Вернуться к оглавлению

У

УВЕЛИЧЕНИЕ процесс изготовления отпечатков негатива (его ко- пий), но большего размера. Увеличение происходит при помощи специальных приборов - фотоувеличителей. Не- гатив вставляется в кадровое окно увеличителя, с одной стороны которого расположен источник света, а с другой - объектив. Свет проходит сквозь негатив и фокусирует- ся на фотобумаге при помощи объектива. Чем дальше от бумаги находится кадровое окно с негативом, тем больше увеличение фотографии. УГОЛ ВОСПРИЯТИЯ ЭКСПОНОМЕТРА "поле зрения" фотоэкспонометра, которое заме- ряется им для определения экспозиции. Важно, чтобы та- кой угол был меньше (в крайнем случае - равен) угла поля зрения объектива. В противном случае больший зах- ват пространства для измерения света может повлиять на обшую экспозицию и дать неправильный показатель. УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЕ ЛУЧИ слектр световой волны, который глазом человека не распознается. Однако фотоаппарат фиксирует на пленке такие излучения, что часто сказывается на качестве изо- бражения. Отражения, отсветки и люминесценция - не- достатки ультрафиолета. Для исключения таких лучей из кадра пользуются ультрафиолетовым светофильтром. Проявление ультрафиолетовых лучей характерно в ранние и вечерние часы. А также при съемке в горных местностях. Вернуться к оглавлению

Ф

ФАКТУРА характер поверхности предметов съемки и фотобу- маги. Если фактуру предметов необходимо выявлять (на- пример, при помощи освещения), то фотобумага само- стоятельно придает то или иное восприятие фотографии. Существует несколько основных фактур, которые чаше других используются в любительской и профессиональ- ной фотографиях, - глянцевая, матовая и тисненая по- верхности. Каждая из них придает фотографии своеоб- разный эффект. Скажем, на матовой бумаге лучше всего выглядят художественные фотографии, портрет. На глян- цевой - репортаж, жанровая сцена. ФИКСАЖ фотографический раствор, который закрепляет про- явленное изображение на фотопленке или бумаге. Кроме того, фиксаж в процессе обработки фотоматериалов вы- мывает не экспонированное серебро эмульсии, что в дальнейшем не приводит готовые фотографии к негатив- ным последствиям влияния на них световых лучей. Фото- графии остаются в том же виде, в каком они оказались в первые минуты после обработки всеми растворами фото- графического процесса. ФЛЕШМЕТР прибор для измерения количества освещенности. ФОКУС точка пересечения лучей, проходяших через линзу или объектив. При передаче изображения в этой точке все предметы переданы резко и качественно. ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ расстояние от точки фокуса до главной плоскости. В данном случае - до плоскости негатива. Чем больше такое расстояние, тем крупнее изображение на пленке и тем меньше угол захвата этого изображения. ФОКУС-ФРИ термин, который пишется на компактных ("мыль- ницах") камерах и означает, что наводить на резкость не надо, так как объектив всегда снимает резко. В дей- ствительности, это так только с определенного рассто- яния до объекта съемки. Чаще всего - начиная с трех метров. ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА слособность фотоматериала передать без искаже- ния одновременно яркие и темные участки объекта. Если такая широта мала, то какая-то часть изображения не сможет оказаться качественно переданной. В этом случае часть градаций яркости ие будет учтена пленкой и пере- дастся ближайшими градациями. Например, при съемке интерьера комнаты с частью яркого окна - интервал по яркости отдельных участков чрезвычайно велик - плен- ка правипьно передаст либо изображение в комнате, а окно будет забито непрорисованным белым; либо, наобо- рот, окно прорисуется, а комната окажется черной. При таких контрастных объектах правильно применить допол- нительное освешение, выровняв яркости. Современные лленки качественно передают изображение в том случае, когда разница между самым ярким и самым темным объ- ектом составляет два-три деления диафрагмы (или - вы- держки). ФОТОМОНТАЖ специальное соединение нескольких разных изобра- жений в одно для придания окончательному изображе- нию художественного решения. Применяется при печати комбинированной фотографии с разных негативов, а так- же при съемке на один кадр нескольких сюжетов. ФОТООЧЕРК один из видов фотожурналистики, состоящий из се- рии снимков, последовательно и содержательно передающих и раскрывающих тему. Очерк вбирает в себя все ху- дожественные средства фотографии и отличается качест- вом только при наличии выразительных средств, способ- ных передать авторскую мысль. ФОТОПРИНАДЛЕЖНОСТИ предметы и инструменты, с помощью которых осу- шествляются все этапы фотографического процесса. В конце словаря Вы можете найти список основных фото- графических принадлежностей. ФОТОРЕПОРТАЖ жанр фотожурналистики, предназначенный для об- разной передачи фактической информации. Отличен от очерка более узкой направленностью и конкретностью факта информации. Основная сила репортажа в объек- тивной документальности. ФОТОРУЖЬЕ фотоаппарат, оснащенный специальным лрикладом для удобной съемки с плеча. Кроме того - телевиком с фокусным расстоянием в 300 мм. Вернуться к оглавлению

Ц

ЦВЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета, противоиоложные основным (красному, си- нему и зеленому), - желтый, пурпурный, голубой. ЦВЕТА ОСНОВНЫЕ синий, зеленый, красный. Являются элементами со- ставления всех цветов. ЦВЕТНОЙ НЕГАТИВ изображение на пленке при помощи противополож- ных позитиву цветов. ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ приближение цветовых оттенков изображения к визуально воспринимаемым сочетаниям в реальиости или в воображении. Цветовая коррекция происходит также при фотопечати фотографий с негативов, снятых с иска- жением цветового баланса, и появляется необходимость устранения неестественных или нежелательных оттенков фотографического изображения. ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА показатель количества излучения света. Такой пока- затель не передает температуру самого источника, а толь- ко само цветовое насыщение света. Измеряется в К (Кельвинах). Вернуться к оглавлению

Ч

ЧАСТОТОМЕР прибор для проверки точности работы затвора. ЧИСЛО ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ коэффициент, характеризующий "скорость реак- ции" фотоматериала на освещение. В разных странах принят разный стандарт. В России принят стандарт ГОСТ, который практически равен ISO. Цветные и чер- но-белые пленки маркируются стандартом ISO. Вернуться к оглавлению

Ш

ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ ОБЪЕКТИВ объектив, фокусное расстояние которого меньше нормального. От 40 мм и меньше. При этом в таких объ- ективах увеличивается угол поля зрения. Применяется при съемке архитектуры и, при необходимости, съемке большого угла изображения в тех случаях, когда невоз- можно отойти фотографу для увеличения границ кадра. Суперширокоугольный объектив обладает углом зрения в 180 градусов. Естественно, что в таких случаях искажения в передаче перспективы и объемов достигнут наибольшей величины. Что иногда с успехом применяется в творческой фотографии. ШКАЛА РАССТОЯНИЙ шкала, расположенная на объективе. Показывает количество метров от фотоаппарата до объекта съемки. Фотографы иногда пользуются этой шкалой для быстрой наводки на резкость, когда съемка обычным способом за- труднена либо фотограф работает "в режиме скрытой ка- меры". По такой шкале можно определить глубину резко- сти. Наведя на резкость, посмотреть крайние расстояния напротив выбранной диафрагмы с той и другой стороны метки точной наводки. ШКАЛА ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ (ГРИП) шкала для механического определения пределов глубины резко изображенных объектов. См. ШКАЛА РАССТОЯНИЙ. ШТАТИВ треножник для крепления фотоаппарата и придания ему устойчивости при длинных выдержках. (Больше 1/30 секунды.) В малоформатной фотографии применяются переносные складываюшиеся штативы. Хорошие штати- вы должны быть укомплектованы штативной головкой, вращающейся во все стороны без ограничений. При фик- сировании в любом положении камера не должна вибри- ровать и сдвигаться под давлением на нее. Концы ножек таких штативов непременно должны иметь острые шипы, которые при необходимости "накрываются" резиновыми прокладками. Вернуться к оглавлению

Э

ЭКСПОЗИЦИЯ совокупность параметров выдержки и диафрагмы при определенном количестве света. Экспозиция вычис- ляется при помощи экспонометра. ЭКСПОНИРОВАНИЕ "засвечивание" фотоматериала определенным коли- чеством световых лучей с помощью открывания затвора и относительного отверстия объектива. При печати включением и отключением лампы в фотоувеличителе. ЭКСПОНОМЕТР прибор для измерения яркости объектов или их ос- вещенности. Экспонометры бывают табличные (когда ко- личество света определяется по сумме показателей, коэф- фициенты которых находятся в таблице, - широта мест- ности, время года, время суток, атмосферные условия, освещенность интерьера...), фотоэлектрические (осно- ванные на "раздражении" световым потоком фотоэле- мента, стрелка которого указывает количество этого "раздражения"). ЭМУЛЬСИОННЫЙ СЛОЙ светочувствительный слой, который в жидком виде наносится на фотоматериалы и застывает. При воздейст- вии освещения регистрирует световой поток. При опре- деленном слособе обработки места засветки лередаются почернением. При фиксировании этого почернения не засвеченные участки разлагаются в растворе и вымывают- ся с поверхности фотоматериала. Остается только засве- ченный участок, который и есть изображение. Вернуться к оглавлению

Ю

ЮСТИРОВКА последняя стадия доводки точности объектива. Не отъюстированный объектив дает неправильную границу резкости, искажает передачу объема и параллельности. Юстировка объектива происходит совместно с камерой, которой будут пользоваться для съемки этим объективом. Вернуться к оглавлению

Я

ЯВЛЕНИЕ ШВАРЦИЛЬДА свойство некоторых фотоматериалов не подчинять- ся законам взаимозаменяемости диафрагмы и выдержки на очень больших выдержках. Так, при съемке на боль- шинство цветных материалов приходится применять ко- эффициенты увеличения экспозиции от расчетной. Это касается выдержек длиннее десяти секунд. При такой расчетной выдержке необходимо экспонировать с вы- держкой в 15 - 20 секунд. ЯРКОСТЬ отражательная способность различных предметов и объектов при освешении их световым потоком. Яркость является основной величиной; ло которой устанавливает- ся экспозиция кадра. Вернуться к оглавлению



Вернуться на предыдущую страничку

 
www.bannerpoint.ru