БАЙОНЕТ |
способ соединения объектива с фотокамерой. Модификаций байонета большое множество. Сейчас начинают выпускать специальные переходные кольца, которые позволяют использовать объективы одной фирмы с фотоаппаратами другой. |
БЛЕНДА |
приспособление, которое крепится к объективу. Бленда защищает кадровое окно от паразитной засветки. Применение
ее крайне важно при съемке природы, когда ненужные блики и лучи незаметны для глаза, но все же проникают в объектив. Отсутствие бленды снижает сочность снимка. |
БЛИК |
яркое световое пятно на темных гладких, глянцевых, полированных поверхностях. На фотографиях - это, как правило, отражения источника света. В разумных пределах блик увеличивает художественное восприятие фотографии. |
БРОМПОРТРЕТ |
черно-белая фотографическая бумага, дающая коричневый оттенок изображению. Изумителъна для художественной фотографии. |
ФОТОБУМАГА |
форматные листы бумаги, на которые нанесен светочувствительный слой. При экспонировании и химической обработке проявляется изображение, которое стойко к естественному свету. Бумага делится по своим свойствам на мягкую, нормальную, контрастную, матовую, глянцевую, тисненую, тонкую, картон, полукартон. Все эти свойства применяются в зависимости от целей фотографии и качества негатива. |
ВЕДУЩЕЕ ЧИСЛО |
число, которое характеризует условия экспозиции при съемке с импульсным светом (вспышкой). Каждая вспышка имеет
ведущее число, которое указано в инструкции. Как правило, оно определено для пленки в 100 ед. 150. Разделив это число на количество метров от фотокамеры до объекта съемки - мы получим искомую диафрагму. (Ведущее число - 20, расстояние до объекта - 5 метров. Диафрагма должна быть установлена на отметку 4.) |
ВАННОЧКИ(кюветы). |
Плоские под формат фотобумаги посудины для обработки фотографий. Абсолютно необходимая вещь для желающего самостоятельно освоить процесс получения фотографии. |
ВАРИООБЪЕКТИВ |
cистемa, где при изменении фокусного расстояния меняется фокусное расстояние всего объектива. Он же зумобъектив (zoom). Позволяет не носить с собой линейку объективов, а использовать его как (3 в одном). Естественно по легенде
о бесплатном сыре у него есть недостатки. Светосильный вариообъектив хотя бы f/2 стоит бе шенные деньги. Средняя светосила вариообъектива f/3.5-4.5. |
ВИДОИСКАТЕЛЬ |
устройство в фотоаппарате, предназначенное для определения границ кадра. Видоискатель в современной аппаратуре бывает прямой и косвенный. Первый точно соответствует кадру на пленке и применен в зеркальных камерах, косвенный видоискатель немного смещает изо- бражение (смотрит рядом), что заметно только при съемке очень близко расположенных
объектов. В косвенном видоискателе присутствует явление параллакса (см). |
ВИНЬЕТИРОВАНИЕ |
затемнение углов кадра в силу падения освещен- ности. Таким свойством страдают все простенькие объективы. |
ВИРАЖ |
раствор для обработки фотоматериала. Придает изображению различные оттенки. Например, все старинные фотографии были вирированы. |
ВОЗДУШНАЯ ДЫМКА |
атмосферное явление, проявляющееся в виде равномерного "помутнения" воздуха. На фотографическом процессе отражается полным исчезновением соч- ности снимка или негатива. Фотографы-художники используют воздушную дымку для передачи глубины пространства, камерности, поэтичности природы... |
ВУАЛЬ |
"туманность", покрывающая пленку после проявле- ния. Отвратительное явление... Связано это с просроченной годностью или неправильным проявлением. Пленка наломинает полупрозрачный полиэтилен. |
ВСПЫШКА |
электрический прибор, предназначенный для мощного, но мгновенного освещения объекта съемки, который устанавливается на фотокамере для автономного освещения. Мощный луч по своей цветовой температуре напоминает Солнце. Продолжительность его крайне мала (тысячные доли секунды), но достаточна для освещения объекта. Простые вспышки постоянно излучают свет в одну и ту же мощность. Она определяется ведущим числом. Завод-изготовитель в паспорте указывает его, и это служит отправной точкой для выяснения экспозиции. Сложные вспышки обладают фотоприемником, улавливающим освещение. Фотограф выставляет экспозицию и "говорит" об этом вспышке, которая самостоятельно изменяет силу света в соответствии с реальным освещением. Применяют также одновременно несколько вспышек, которые синхронизированы между собой. В момент срабатывания главной вспышки все остальные своими светоловушками фиксируют свет и включаются. |
ВЫДЕРЖКА |
время, в течение которого затвор остается открытым и пролускает свет на пленку. Величина выдержки зависит от освещенности объекта. Для правильной установки применяют специальные приборы - экспонометры. |
ВЬЦВЕТАНИЕ ФОТОГРАФИЙ |
старение эмульсионного слоя. Правильно обрабо- танная фотография не теряет своих качеств долгие годы. Но от висения на солнечной стороне стены и она, в конце концов, потеряет свои качества. Незавидным примером выцветания служат карточки, созданные Полароидом. |
ГИПЕРФОКАЛЬНОЕ расстоянне, или НАЧАЛО БЕСКОНЕЧНОСТИ |
минимальное расстояние от фотоаппарата до плос- кости в пространстве, от которой далее до бесконечнос- ти все предметы передаются резко. Такое свойство объектива зависит от его диафрагмированности и расстояния до этой плоскости. В простых фотоаппаратах, где объек- тив встроен и диафрагма его неизменна, гиперфокальное расстояние постоянно. Поэтому объект съемки должен находиться всегда в зоне резкости - гиперфокального расстояния. Простейшие фотоаппараты начинают "ви- деть резко" приблизительно с двух метров. |
ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ |
возможность фотообъектива изображать резкими объекты, расположенные ближе и дальше точки установки на резкость. Глубина резкости является условной единицей измерения, которая возрастает с диафрагмированием объектива. Дальняя часть от точки наводки всегда больше, чем передняя. |
ГЛЯНЦЕВАНИЕ |
обработка фотобумаги для придания "зеркальной" поверхности фотографии. Для домашних условий сущест- вуют небольшие глянцеватели. Кодак-лаборатории применяют специальную бумагу без дополнительного глян- цевания. Глянцевые
отпечатки смотрятся хуже матовых, если на них изображено что-нибудь художественное. Глянец больше подходит к репортажной и документальной фотографии. Издательства принимают только глянец. |